Малышка сидела среди ярких игрушек, гулила и вдруг замерла и начала смотреть в одну точку. Мама и папа были в этот момент рядом и тоже замерли. Их годовалая, всегда веселая общительная дочка оказалась как будто в зазеркалье. Они не понимали, что случилось: «Ариадна, Ариадна, милая!» — тормошили они девочку.
— Это состояние длилось, наверно, секунды, и мы с мужем, хоть и зафиксировали ту ситуацию, но не обратили на нее внимание, – вспоминает Камшат, мама Ариадны.
А потом девочка все больше становилась особенной. В чем это выражалось? Ребенок уходил в себя, все чаще Ариадна странно играла (могла долго рассматривать игрушку без всякого действия), долго не могла заснуть, замолчала, просто в один момент «забыла» как произносила звуки и слоги.
Невролог посчитала, что все эти изменения в поведении девочки связаны исключительно со стрессом. Дело в том, что Камшат вышла на работу, и с Ариадной нянчилась бабушка.
Рекомендации невролога не помогли.
— Мы, наверно, обошли всех неврологов Челябинска, денег на платные визиты к докторам не жалели. Диагноз был примерно один и тот же: «задержка речевого развития». Назначали лекарства в таблетках, уколы – все для улучшения мозговой деятельности. Но ситуация не менялась, – вспоминает Камшат этот период жизни. – Мне пришлось оставить работу и снова вернуться в декрет, ведь я так нужна была дочке.
— К вечеру, к тому времени, когда приходил муж, я была просто без сил. Подруги рассказывали, как их дети — погодки Ариадны, играют, спят, самостоятельно кушают. В это время мама могла отдохнуть, почитать, убраться в квартире или приготовить. Я же не могла отвлечься от Ариадны ни на минуту. Когда Леша приходил с работы, меня накрывало моральное и физическое истощение. Мы часто ссорились просто от бессилия и непонимания того, что происходит.
— Мы делали все, что от нас зависит, водили дочку к врачам, занимались с ней, любили, и в то же время чувствовали, что происходит нечто, что угрожает нашему ребенку.
— Конечно, мы пытались найти ответы на свои вопросы в интернете. Анализируя информацию, которую мы там находили, понимали, что поведение дочки как-то связано с аутизмом.
Инсайт случился, но врачи официально так и не подтвердили диагноз.
— В один момент, я поняла, что за два года дочка ни разу не попросила у меня еду, игрушку, одежду, ни разу не показала на что-то, что привлекло ее внимание, не просила с ней играть. Хоть мы и играли с ней постоянно, сама инициативу она не проявляла, – вспоминает Камшат.
Родители девочки понимали, что время уходит, и сами начали искать специалистов, чтобы начать правильную и эффективную реабилитацию ребенка. Все, к кому они обращались, обещали, что помогут, но положительных сдвигов не было. Каждое занятие заканчивалось тем, что Ариадна замыкалась в себе, часто были истерики и слезы.
А еще Алексей поделился с коллегами на работе о том, что у него особенный ребенок. Он объяснил, почему приходит на работу не выспавшийся, почему мчится домой после работы, как ему бывает психологически сложно. Поддержка коллег в тот момент была нужна, как воздух. Камшат до сих пор считает чудом стечение обстоятельств, в результате которых они с мужем узнали, что в Челябинске со дня на день начнется обучающий семинар «Звездного дождя» для родителей детей с аутизмом.
— Я была на тот момент на седьмом месяце беременности. Мне трудно было долго находится без движения, надо было прилечь, отдохнуть. А семинар длился восемь часов!! И все же и я, и Леша пришли на этот семинар и ловили каждое слово преподавателей. Именно там мы поняли, как можно помочь Ариадне, – Камшат улыбается при воспоминании о том семинаре.
— Как много мне тогда открылось. Например, тот факт, что мы не давали ребенку обработать информацию. Говорили: «Собирайся, доченька, идем гулять». Потом через минуту, напоминали: «Собирай игрушки, идем гулять». И удивлялись, что ребенок не реагирует. Когда узнали, что она просто не успевала осознать одну просьбу, а мы уже другую ей предъявляли, все встало на свои места. Особенному ребенку надо немного больше времени для понимания.
В «Звездном дожде» нам дали рабочие методики с доказанной эффективностью для воспитания особенного ребенка, и это вдохновило нас.
А потом были занятия для родителей по программе «Ранняя пташка». Я была на последнем месяце беременности и как-то умещалась на таком маленьком детском стульчике, при этом слушала, записывала, задавала вопросы. И приходило осознание и понимание, что мы в силах помочь нашей дочке наладить общение с нами и со всем миром.
Ариадна ходит на занятия в «Звездный дождь» и, несмотря на то, что пока в свои три года не говорит, она успешно учится коммуникации с внешним миром. Еще у девочки появились навыки, которые крайне важны для ребенка: попросить есть, спокойно засыпать, играть, и в том числе подтянуть штанишки, когда они спадывают.
Сейчас у Ариадны подрастает младший братишка Адиль. Родители уверены, что в любящей семье дети вырастут счастливыми и дружными. И все же без помощи педагогов «Звездного дождя», без эффективных методик, поддержки других семей Камашт и Алексею не обойтись. Важно то, что и сами родители Ариадны и Адиля, готовы поддерживать родителей особенных детей. Аутизм можно победить только любовью, взаимовыручкой и правильной реабилитацией.