«Тихо, тихо, Сережа заговорил». Педагоги сгрудились у телефона и замерли в ожидании. На видео Сережа Беляев, который еще полгода назад не играл, не озорничал и не говорил, слабенько, но понятно сказал своей маме: «Читай».
Это была настоящая общая победа самого Сережи, Татьяны — его мамы и педагогов программы «Ранней помощи» АНО «Звездный дождь». Радость коллектива от первого слова подопечного зафиксировали камеры наблюдения, и этот фрагмент стал ответным видео семье Беляевых.
Два года прошло с того первого слова, произнесенного трогательным малышом.
Татьяна Беляева привела сына в «Звездный дождь» в январе 2021 года. Сереже был год и восемь месяцев. На тот момент ее состояние было близко к депрессии. Татьяна даже на улицу вместе с Сережей без серьезного повода старалась не выходить, ведь каждая прогулка превращалась в неконтролируемую истерику сына. Диагностика в «Звездном дожде» подтвердила РАС (расстройство аутистического спектра). Достоверный диагноз помог разработать индивидуальную педагогическую поддержку ребенка в рамках программы «Ранней помощи».
Сейчас Сережа хорошо запоминает и четко рассказывает стихи, играет с детьми, у него есть друзья, мальчик уверенно общается со взрослыми. Для ребенка с аутизмом такие успехи — не чудо, а прогнозируемый эффект обучения с помощью методик с доказанной эффективностью. В конце прошлого учебного года педагоги, анализируя навыки ребенка, пришли к выводу, Сережа готов посещать детский сад, наравне со своими нормотипичными сверстниками.
В то же время никто из специалистов по работе с РАС не возьмется утверждать, что история Сережи может служить стандартом в обучении детей с аутизмом. Каждый ребенок с расстройством аутистического спектра имеет уникальный набор дефицитов развития, и работа с ними всегда ювелирная, поэтому результат зависит от многих факторов. Среди них ключевые: профессионализм педагогической команды и включенность родителей. Для Сережи эти звезды сошлись в самом лучшем расположении.
«Татьяна – настоящий пример для родителей детей с РАС», – уверена руководитель программ «Звездного дождя» Александра Обухова . «Мама прошла программу для родителей «Ранняя пташка» и применяла все полученные в ходе обучения знания в воспитании Сережи. Объединение усилий педагогов и семьи всегда приводят к результату. А в данном случае история Сережи стала и вдохновляющим примером для семей, которые воспитывают детей с РАС».
Наш маленький герой был первым малышом, который пришел в «Звездный дождь» в возрасте до двух лет. Во многом именно помощь, оказанная в раннем возрасте, дала стойкий прогресс в обучении. Уже через полгода занятий в «Звездном дожде» Сережа начал посещать детский сад, а через год перешел из программы «Ранней помощи» в дошкольное отделение «Звездного дождя».
По окончании прошлого учебного года Татьяна посоветовалась с педагогами о переводе сына на полноценное посещение детского сада. Вместе взвесили все риски. Сережино мнение тоже спросили. По словам мамы, сын спокойно принял эту новость. Было заметно, что для него было серьезной нагрузкой посещать в течение дня сразу два детских заведения, и он устал от этого.
Сейчас ему очень нравится в детском саду, но признается, что скучает по своей подружке Еве из «Звездного дождя».
Руководитель дошкольного отделения «Звездного дождя» Мария Грекова занималась с Сережей два года и знает все его сильные стороны и дефициты не понаслышке.
«Участвуя в решении об окончании обучения в «Звездном дожде», мы взяли на себя обязательства при необходимости поддерживать и Серёжу, и его семью», — прокомментировала ситуацию педагог.
Конечно, когда летом Серёжа пошёл в детский сад на целый день, мама тревожилась, комфортно ли будет ему, как сложатся отношения с другими детьми и воспитателями. Дело в том, что малыш перешел в среднюю группу, а это значит, в группе появились новенькие ребята. Также сменились воспитатель и нянечка.
Сегодня все волнения позади. Сережа подружился с ребятами. Соблюдение режима для него и вовсе не проблема. Мальчик включается на занятиях, спокойно идет спать в сончас и с аппетитом уплетает запеканку на завтрак. Все, кто принимал участие в обучении ребенка, уверены, что социализация и уровень адаптации Сережи в обществе часто может служить примером для его ровесников.
В свою очередь, благодаря тому, что воспитатели МДОУ №267 (г.Челябинск) прошли обучение в «Звездном дожде», у них есть понимание особенностей детей с РАС и навыки правильного общения и обучения с ребятами с аутизмом.
«Недавно нам пришлось сидеть у кабинета врача 40 минут. Многие родители детей с РАС знают, что часто такая ситуация характеризуется выражением «миссия невыполнима», — рассказала Татьяна свежую историю про сына. — Накануне с Сережей подробно разобрали социальную историю, посмотрели картинки на тему больницы. Надо сказать, что сын любит ходить к врачам, ему нравится общаться с ними, даже красуется иногда. Но ждать под дверями кабинета так долго оказалось совсем непросто. Он просился в детский сад, всем видом показывал, что устал. И все же благодаря знаниям, которые мы оба получили в «Звездном дожде» у нас получилось дождаться доктора. А еще помогла игрушечная машинка, ее всегда носим с собой, ведь игра отвлекает, помогает отвлечься и скоротать время».
Родители четырехлетних малышей точно оценят эту историю. Ведь долгое ожидание для маленьких детей, даже для норматипичных, как правило, задача чересчур сложная.
Пример Сережи — наглядная картинка, как построен маршрут для ребят с РАС в Челябинске. Его формула выглядит так: диагностика, ранняя помощь, затем, в зависимости от уровня подготовки ребенка — государственное образовательное учреждение или продолжение обучения в «Звездном дожде».
Директор АНО «Звездный дождь» Елена Жернова отмечает ключевое значение преемственности в использовании практик с доказанной эффективностью при формировании образовательного маршрута для детей с РАС.
«Мы делимся своими знаниями с педагогами государственных образовательных учреждений на постоянной основе, — подтвердила Елена Викторовна, — такой формат обеспечивает профессиональную педагогическую непрерывную поддержку ребятам с аутизмом не только в стенах НКО, но и в детских садах и школах».
История Сережи — наглядный пример того, как ребенок с серьезными дефицитами аутизма вовремя получил эффективную педагогическую помощь и после двух лет обучения готов посещать группу в обычном детском саду, где ему также обеспечена поддержка, основанная на методиках с доказанной эффективностью.