Педагоги сгрудились у телефона и замерли в ожидании. На видео Серёжа Беляев, который ещё полгода назад не играл, не озорничал и не говорил – слабенько, но понятно сказал своей маме: «Читай».
Это была настоящая общая победа самого Серёжи, Татьяны – его мамы и педагогов «Ранней помощи» «Звёздного дождя». Радость коллектива от первого слова подопечного зафиксировали камеры наблюдения, и этот фрагмент стал ответным видео семье Беляевых.
Два года прошло с того первого слова, произнесённого трогательным малышом.
Татьяна Беляева привела сына в «Звёздный дождь» в январе 2021 года. Серёже был год и восемь месяцев. На тот момент её состояние было близко к депрессии. Татьяна даже на улицу вместе с Серёжей без серьезного повода старалась не выходить, ведь каждая прогулка превращалась в неконтролируемую истерику сына. Диагностика в «Звёздном дожде» подтвердила РАС (расстройство аутистического спектра). Достоверный диагноз помог разработать индивидуальную педагогическую поддержку ребенка в рамках программы «Ранней помощи».
Сейчас Серёжа хорошо запоминает и чётко рассказывает стихи, играет с детьми, у него есть друзья, он уверенно общается со взрослыми. Для ребёнка с аутизмом такие успехи – не чудо, а прогнозируемый результат обучения с помощью методик с доказанной эффективностью. В конце прошлого учебного года педагоги, анализируя навыки ребенка, пришли к выводу, что Серёжа готов посещать детский сад, наравне со своими нормотипичными сверстниками.
В то же время никто из специалистов по работе с РАС не возьмётся утверждать, что история Серёжи может служить стандартом в обучении детей с аутизмом. Каждый ребёнок с расстройством аутистического спектра имеет уникальный набор дефицитов развития, и работа с ними всегда ювелирная, поэтому результат зависит от многих факторов. Среди них ключевые: профессионализм педагогической команды и включенность родителей. Для Серёжи эти звезды сошлись в самом лучшем расположении.
«Татьяна – настоящий пример для родителей детей с РАС», – уверена руководитель программ «Звёздного дождя» Александра Обухова. «Мама прошла программу для родителей «Ранняя пташка» и применяла все полученные в ходе обучения знания в воспитании Серёжи. Объединение усилий педагогов и семьи всегда приводит к результату. А в данном случае история Сережи стала и вдохновляющим примером для семей, которые воспитывают детей с РАС».
Наш маленький герой был первым малышом, который пришел в Центр в возрасте до двух лет. Во многом именно помощь, оказанная в раннем возрасте, дала стойкий прогресс в обучении. Уже через полгода занятий Серёжа начал посещать детский сад, а через год перешёл из программы «Ранней помощи» в дошкольное отделение «Звёздного дождя».
По окончании прошлого учебного года мама малыша посоветовалась с педагогами о переводе сына на полноценное посещение детского сада. Вместе взвесили все риски. Серёжино мнение тоже спросили. По словам мамы, сын спокойно принял эту новость. Было заметно, что для него было серьёзной нагрузкой посещать в течение дня сразу два детских заведения, и он устал от этого.
Сейчас ему очень нравится в детском саду, но признается, что скучает по своей подружке Еве из «Звёздного дождя».
Руководитель дошкольного отделения «Звездного дождя» Мария Грекова занималась с Сережей два года и знает все его сильные стороны и дефициты не понаслышке.
«Участвуя в решении об окончании обучения в «Звёздном дожде», мы взяли на себя обязательства при необходимости поддерживать и Серёжу, и его семью», — прокомментировала ситуацию педагог.
Конечно, когда летом Серёжа пошёл в детский сад на целый день, мама тревожилась, комфортно ли будет ему, как сложатся отношения с другими детьми и воспитателями. Дело в том, что малыш перешел в среднюю группу, а это значит, в группе появились новенькие ребята. Также сменились воспитатель и нянечка.
Сегодня все волнения позади – Серёжа подружился с ребятами. Соблюдение режима для него и вовсе не проблема. Мальчик включается на занятиях, с аппетитом уплетает запеканку на завтрак, спокойно идёт спать в сончас. Все, кто принимал участие в обучении ребенка, уверены, что его социализация и уровень адаптации в обществе часто может служить примером.
В свою очередь, благодаря тому, что воспитатели МДОУ №267 прошли обучение в «Звёздном дожде», у них есть понимание особенностей детей с аутизмом и навыки правильного общения и обучения таких ребят.
«Недавно нам пришлось сидеть у кабинета врача 40 минут. Многие родители детей с РАС знают, что часто такая ситуация характеризуется выражением «миссия невыполнима», — рассказала Татьяна свежую историю про сына. — Накануне с Сережей подробно разобрали социальную историю, посмотрели картинки на тему больницы. Надо сказать, что сын любит ходить к врачам, ему нравится общаться с ними, даже красуется иногда. Но ждать под дверями кабинета так долго оказалось совсем непросто. Он просился в детский сад, всем видом показывал, что устал. И все же благодаря знаниям, которые мы оба получили в «Звёздном дожде» у нас получилось дождаться доктора. А ещё помогла игрушечная машинка, её всегда носим с собой, ведь игра отвлекает, помогает отвлечься и скоротать время».
Родители четырёхлетних малышей точно оценят эту историю. Ведь долгое ожидание для маленьких детей, даже для обычных, как правило, задача очень сложная.
Пример Серёжи — наглядная картинка, как построен маршрут для ребят с РАС в Челябинске. Его формула выглядит так: диагностика, ранняя помощь, затем, в зависимости от уровня подготовки ребенка – государственное образовательное учреждение или продолжение обучения в «Звездном дожде».
Директор Центра Елена Жернова отмечает ключевое значение преемственности в использовании практик с доказанной эффективностью при формировании образовательного маршрута для детей с РАС.
«Мы делимся своими знаниями с педагогами государственных образовательных учреждений на постоянной основе, — подтвердила Елена Викторовна, — такой формат обеспечивает профессиональную педагогическую непрерывную поддержку ребятам с аутизмом не только в стенах НКО, но и в детских садах и школах».
История Серёжи — наглядный пример того, как ребенок с серьезными дефицитами аутизма вовремя получил эффективную педагогическую помощь и после двух лет обучения готов посещать группу в обычном детском саду, где ему также обеспечена поддержка, основанная на современных эффективных методиках.